Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет своё историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»[5]
По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям»[6].

Реставрация Церкви Преображения Господня на острове Кижи

Реставрация Феодоровского собора в Санкт-Петербурге
Основные принципы научной реставрации и консервации:

минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
научность;
археологическая реставрация;
стилистическая реставрация;
историзм;
Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[7].

правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.
По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от многих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип «не навреди».[8]

Для России сферу охраны памятников регулируют:

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
«Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
«Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
«Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).
Наиболее крупный британский фальсификатор произведений изобразительного искусства XX века Эрик Хебборн утверждал, ссылаясь на собственный опыт, что целый ряд частных реставрационных мастерских не только восстанавливают старинные полотна, но и дополняют их такими элементами, которые могут резко поднять рыночную цену на них. Он заявлял, что сам приобрёл навыки подделки работ старых мастеров во время практики в мастерской британского реставратора венгерского происхождения Джорджа Акзеля